|
Картотека для воспитателей Речевые игры на прогулке |
|
Картотека для воспитателей
« Речевые игры на прогулке»
Развитие речевого слуха.
« Улавливай шепот»
Цель: развивать остроту слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющий разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и внятным, четким шепотом отдает команды ( «Руки вверх», «Руки в стороны» «Кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает все менее уловимым и усложняет команды.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
« Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»
Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры: в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.
Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя» в конце игры педагог называет самых внимательных.
« Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры: Дети стоят в кругу, водящий (по назначению педагога) в центре круга с закрытыми глазами. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг!» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
Развитие фонематического слуха.
« Сыщики»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, нахождение заданного звука, среди других.
Описание игры: педагог предлагает детям стать сыщиками. Их задача состоит в том, что они должны будут найти нужный звук среди других звуков. Для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно слушать звуки. Как только они услышат нужный звук, нужно хлопнуть в ладошки.
Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. В конце определяется самый лучший сыщик.
Развитие физиологического дыхания.
« Мыльные пузыри»
Надувая мыльные пузыри, ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха. Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот.
« Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Описание игры: птичек кладут на ладонь. Педагог вызывает детей попарно. Педагог предупреждает, что передвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит.
Варианты игры: чья лягушка дальше прыгнет? Чей утенок дальше нырнет? Чья рыбка дальше заплывет?
« Капитаны»
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры: дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города флажками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер (ребенок по команде дует сильнее). Так нужно пригнать свой кораблик к назначенному городу.
« Одуванчики»
Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры: во время прогулки педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.
« Пузырь»
Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Описание игры: дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяют за педагогом:
Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся большой,
Да не лопайся!
Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга произнося: с-с-с… или ш-ш-ш…, подражая выходящему воздуху. После сигнала «Пузырь лопнул» нужно следить чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).
Развитие фразовой речи.
« КАРУСЕЛИ»
Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись
Карусели
( идите и говорите в медленном темпе).
А потом, потом, потом
( темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
( двигайтесь и говорите в быстром темпе)!
Тише, тише, не спешите
( темп постепенно замедляется) —
Карусель остановите
( идите и говорите в медленном темпе)!
Раз, два, раз, два
( хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!
При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.
« Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей…(чирикает), человек идет, а автобус…(едет), человек идет медленно, а машина едет… (быстро), дом высокий, а киоск …(низкий) и т. д.
« Волшебное зеркало»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все за нами повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка ты за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить движение и фразу. Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
Развитие голоса
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход?игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
«ГОРКА» Силу голоса соизмеряем с направлением движения руки: вверх (на горку) – сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – сила голоса уменьшается.
« ПАРОВОЗ» Паровоз гудит тихо, он уехал далеко; паровоз гудит громко, он подъехал близко.
« Дирижёр» Предлагается пропевать гласные звуки, обозначая высоту голоса движением руки: рука вверх поднята – поём высоким голосом, рука опущена вниз – поём низким голосом.
Сначала взрослый проводит данную игру, а затем и детям предлагается побыть в роли дирижёра.
« КТО КОГО?»
Цель . Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки а, о, у, и, э.
« Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.
?
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
« Волшебный колокольчик» Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность. Оборудование: колокольчик. Воспитатель предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко. Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо — дети приседают, когда громко — бегут по кругу.
«Ушки на макушке» Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции. Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик. Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное воспитателем: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки». «Умный мячик» Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; разви-вать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его. Оборудование: синий и зеленый мячи. Дети встают в круг. Если воспитатель бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если воспитатель бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).
?
?
« Ловишка» Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность. Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка. Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами: Вместе дружно мы играем, От ловишки убегаем. Поскорей за мной беги, Раз, два, три — лови! На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по площадке, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому. Воспитатель дает задание каждому фанту. Например: — повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо; — из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза; — назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.
«Найди себе пару» Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции. Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса. Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга. В руках у них карточки с картинками. По сигналу воспитателя шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение на своей карточке.
Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи
« Прятки» Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления. Оборудование: игрушки. Воспитатель закрывает глаза и произносит следующие слова: Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто! Дети берут игрушки со стола, разбегаются по участку и прячут их в разных местах. Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под скамейку». Коля: «Я спрятал машину в песочнице». Оля: «Я спрятала куклу за кустик» и т.д. Игра повторяется несколько раз. |
|
|