Тест Самооценка (Лесенка)
Тест самооценка (Лесенка), вполне доступен для того, чтобы провести его с ребенком старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Для чего это нужно? Прежде всего, логопед должен представлять себе внутренний мир ребенка и его самоотношение. Если проводить тест ненавязчиво, в виде игры, то результат поможет взрослому узнать много интересного, но не ради удовлетворения своего любопытства, а для того, чтобы корректировать , при необходимости, свои воспитательные воздействия.
Что нужно для теста самооценки:
Возьмите лист бумаги и карандаш или ручку. На листе бумаги нужно начертить несколько лесенок из 5 ступенек. Можно каждую лесенку нарисовать на отдельном листочке и предъявлять их последовательно.
Как провести тест самооценки с ребенком?
Найдите возможность и ненавязчиво пригласите ребенка поиграть в игру «Лесенки». Скажите, что нужно выполнить небольшие задания.
Задание 1: «Посмотри на эту лесенку. Представь, что на самой верхней ступеньке живут самые здоровые дети, а нижней — болеющие. На какую ступеньку ты бы поместил себя?» Ребенок может на выбранной им ступеньке поставить любой знак (или нарисовать человечка, написать свое имя).
Задание 2: «Посмотри на вторую лесенку: на нижней ступеньке расположились самые вредные дети, а на самой высокой расположились самые добрые дети. Где бы ты поместил себя?»
Задание 3: «На третьей лесенке внизу живут самые непослушные дети, а на верхней ступеньке — самые послушные. Где бы расположился ты?»
Какие вопросы по тесту самооценки следует задать ребенку?
После каждого задания можно уточнить у ребенка, а почему ребенок расположил себя на той или иной ступени. Какие качества у него для этого есть, почему? Можно также спросить, есть ли среди знакомых ему детей те, кого бы он расположил вверху или внизу.
Эту беседу следует проводить осторожно, не форсировать ответы ребенка и не выпытывать, чтобы не нарушить доверие с его стороны.
На что следует обратить внимание при анализе теста самооценки?
Посмотрите, какую ступеньку для себя выбирает ребенок в той или иной позиции. Какая самооценка у него преобладает:
- заниженная (нижняя ступенька),
- завышенная (верхняя ступень),
- адекватная (центральная позиция).
Как он объясняет свой выбор? Как он распределяет своих сверстников и чем это мотивирует?
Проанализировав ответы, вы увидите и самоотношение ребенка, и его сомнения в себе, и его отношение к окружающим.
Спасибо Вам за внимание! |