Картотека дыхательных упражнений

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ  САЙТ 

 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА   

 КОНЬКОВОЙ ИРИНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ

 

Картотека дыхательных упражнений

 

 

Картотека дыхательных упражнений

 

 

   Цель дыхательной гимнастики: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

   Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание).

    А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило - безграмотно. Отсюда и заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты), тихие  глухие голоса, «каша во рту», неуверенность в себе.

    Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

    При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны, и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание – это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя.

   Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

          Рекомендации родителям по проведению дыхательной гимнастики:

·              Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

·              Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

·              Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

·              Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.

·              Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались.

·              Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.

·              Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.

·              Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами. Во время гимнастики должно соблюдаться правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох с сужением ее.

          Для развития дыхания ребенка пользуются дыхательными играми:

 

Развитие общих речевых навыков:

Статическая дыхательная гимнастика для воспитания внеречевого дыхания:

учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).

Выдох должен дифференцироваться по силе:

– сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);

– сдуть ватку;

– подуть на султанчики;

– погреть ладошки;

– подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;

– подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;

– задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);

– сдуть листья с деревьев;

– подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места;

– сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);

– подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;

– подуть в дудочку, свирель, в трубу;

– извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;

– надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;

– подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;

– дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы лист трепетал, постепенно отодвигают лист ото рта ребенка;

– погреть ладони. С расстояния 15–20 см ото рта подуть в соединенные ладони теплым воздухом;

– подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;

– сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

 

Статическая дыхательная гимнастика. Дифференциация носового и ротового вдоха – выдоха

1. вдох носом – выдох через рот;

2. вдох одной ноздрей – выдох другой;

3. вдох – выдох через нос;

4. вдох носом – выдох через нос;

5. вдох ртом – выдох через рот;

6. вдох через одну ноздрю – выдох через другую;

7. вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;

8. вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;

9. вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

 

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения

Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.

Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.

Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.

Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.

Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.

 

 

Упражнения для развития речевого дыхания без участия голоса «Цветок распускается» - ааа;

«Рубим дрова» - ууу;

«Пускаем облачко» - ооо;

«Держим большой мяч» - эээ.

Упражнения для развития речевого дыхания на материале гласных звуков «Маятник» - ыыы;

«Поймаем лучик» - иии;

Пропевание гласных с различной высотой звучания.

 

Упражнения для развития речевого дыхания на материале гласных звуков

1. Один гласный на одном выдохе:

а -------- (медведь)     и -------- (мышка)

у -------- (пароход)    о -------- (слон)

э -------- (козочка)     ы -------- (ветер)

2. Два гласных на одном выдохе:

 


а ®     у ®

а ®     э ®

а ®     и ®

а ®     о ®

у ®     а ®

у ®     э ®

у ®     и ®

у®      о ®

э ®     а ®

э ®     у ®

э ®     о ®

э ®     и ®

и ®     а ®

и ®     у ®

и ®     э ®

и ®     о ®

 

о ®     а ®

о ®     у ®

о ®     э ®

о ®     и ®

 

 

 

 

 


 

 

 Три гласных на одном выдохе:

а ®     у ®     о ®

у ®     а ®     э ®

э ®     у ®     а ®

и другие сочетания.

Четыре гласных на одном выдохе:

а ®     э ®     о ®     у ®

и другие сочетания на переключения одной артикуляции на другую.

 Пять гласных на одном выдохе:

а ®     э ®     о ®     у ®     и ®

 


и другие сочетания на переключение артикуляций с одной на другую.

 

 


Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:

ж ® жук

з ® комар

с ® ветер

в ® муха

щ ® змея

и другие.

 


 

Слоги на одном выдохе

па        по

па        по        пу

па        по        пу        пы

па        по        пу        пы       пэ

апа      апо

апа      апо      апу

апа      апо      апу      апы

апа      апо      апу      апы     апэ

спа      спо

спа      спо      спу

спа      спо      спу      спы

спа      спо      спу      спы     спэ

и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.

 

 

Слова на одном выдохе

счет до 5, до 10.

дни недели

времена года

названия месяцев

 

 

Фразы на одном выдохе

Пословицы:

Береги нос в большой мороз

Без труда не вынешь и рыбку из пруда

Всякой вещи своё место

Делу время, а потехе час

Любишь кататься – люби и саночки возить и т. д.

Загадки:

Без рук, без топорёнка построена избёнка.          (Гнездо)

Лежал, лежал да в реку побежал.   (Снег)

Ныряла, ныряла да хвост потеряла.           (Иголка)

По горам, горам, горам ходит шуба да кафтан.   (Баран)

Зимой и летом одним цветом.        (Ёлка)

В воде родится, а воды боится.      (Соль)

Стою на крыше, всех труб выше.   (Антенна)

Течёт, течёт – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.    (Облака)

Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются.          (Дождик)

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик.       (Ножницы)

Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.   (Гриб)

Режу, режу – крови нет, еду, еду – следу нет.      (Лодка)

Кто на себе свой дом таскает?        (Улитка)

Кто ходит без ног?   (Часы)

Упадёт – подскачет, ударишь – не плачет.           (Мячик)

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.         (Пила)

Мягкие лапки, а в лапках царапки.           (Кошка)

Летом вырастают, а осенью опадают.       (Листья)

Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает.           (Замок)

Зонтик я – весь белый, белый. Я большой и очень смелый.

Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю.  (Парашют)

 


 

Дата последнего обновления страницы 22.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Дата последнего обновления страницы 22.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»